Для меня Музей тональностей начался с изучения тональности до-диез минор и кураторства выставки ПомаДивы «Фантазия для помады в до-диез миноре» в ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Все знают «Вокализ» С. Рахманинова, «Ноктюрн» Ф. Шопена, «Лунную сонату» Л. Бетховена. Они написаны в до-диез миноре.

До-диез минор – тональность не совсем обычная. В творчестве многих композиторов эта тональность приобретает особый сакральный смысл. Так, например, интонационное строение темы фуги до-диез минор И.С. Баха исследователи его творчества связывают с семантикой креста, а её образное содержание – с эпизодом моления о чаше в Гефсиманском саду.
Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова стала знаковым произведением в его композиторской карьере. Именно с этого началось восприятие молодого 19-летнего автора как состоявшегося самобытного композитора. Но спустя какое-то время композитор стал замечать, что, несмотря на другие значительные музыкальные достижения, его воспринимают в большинстве случаев через призму этой пьесы. Многие газеты его называли «человек, написавший прелюдию до-диез минор». По просьбам публики он исполнял это произведение «на бис» до конца жизни, причём, бывали случаи, когда слушатели скандировали в зале «До-диез!», требуя исполнить это произведение. Говоря о создании указанного произведения, композитор отмечал, что прелюдия к нему просто пришла сама собой так настойчиво, что он не мог от неё отделаться, пока не записал. И настолько была сильна её магия, что со временем из создания она превратилась в создателя, определяя жизненный путь своего творца.
В творчестве композиторов различных эпох тональность до-диез минор приобретает всё новые краски. В сонате до-диез минор Й. Гайдна можно заметить не совсем обычные для этого композитора оттенки драматизма. А в сонатах до-диез минор Д. Скарлатти господствуют более светлые элегические настроения.
Исследователи отмечают особую трагичность тональности до-диез минор в творчестве Л. ван Бетховена. Так, например, знаменитая первая часть сонаты № 14 («Лунной»), наполненная пронзительным трагическим содержанием, написана в этой тональности. Сочинение посвящено любви композитора к Джульетте Гвиччарди, которая предпочла ему другого. Таким образом тональность до-диез минор становится своего рода символом выражения тоски неразделённой любви.
Особое значение тональность до-диез минор приобретает в творчестве композиторов-романтиков. Многие произведения Ф. Шопена, написанные в этой тональности, наполнены пронзительной тоской и ностальгией по Родине. А его Скерцо до-диез минор даёт упомянутой тональности несколько зловещую и неистовую окраску. С одним из самых известных произведений композитора, Ноктюрном до-диез минор, связан поразительный исторический факт: британская пианистка польского происхождения Наталья Карп, попав в концлагерь в 1943 году, исполнила это произведение для коменданта лагеря, который был настолько растроган её исполнением, что оставил её в живых.
Глубоким внутренним переживанием отмечены и произведения Ф. Шуберта, написанные в этой тональности.
Блестящие Испанская и Венгерская рапсодии Ф. Листа открывают тональность с немного неожиданной стороны. Основанные на народных напевах, они погружают слушателя в удивительный мир народных сказаний. Калейдоскоп контрастных образов, подражание звучанию народных инструментов, игра фортепианных регистров от мрачного, горделивого, до блестящего, праздничного и переливающегося, создают причудливый и яркий образный мир этого произведения.
Восприятие тональности до-диез минор композиторами и музыкантами-исполнителями носит преимущественно мрачный оттенок. Так, например, Н.А. Римский-Корсаков, композитор, обладающий цветным музыкальным слухом, воспринимал эту тональность как имеющую багряный цвет: зловещий и трагический.
Пианист К.Н. Игумнов находил тональность до-диез минор самой мрачной и тёмной из всех. Однако образная палитра произведений, написанных в этой тональности, охватывает широкий спектр эмоциональных состояний – это и отрешённая сосредоточенность, и элегическая мечтательность, и скерцозность, и трагичность, и романтическая порывистость. Поэтому перед художником открываются большие перспективы в отражении образного и эмоционального мира этой тональности.
Такова безграничная уникальность лишь одной тональности. А вместе с вами мы рассмотрим и остальные. За каждой нотой – жизнь и судьба, и это по-настоящему живое искусство!
Вера Зайцева,
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры инструментовки и чтения партитур
Военного института (Военных дирижёров) Военного университета
Министерства обороны РФ, композитор, член Союза композиторов России
Мегагрупп.ру